Записки
Итак, в докладе Ю.А. Гагарина:
«...Сижу, наблюдаю процесс подъема. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70-я секунда. В районе 70-й секунды плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затухает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале ее работы. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах – примерно 5 ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, т.к. стягивало все мышцы лица...»
На эту часть доклада у С.П. Королева два замечания:
? «На 70 сек. изменяется характер вибрации! В скобках (частота ниже; амплитуда больше) и добавляет в эту же скобку - в конце I ступ[ени] вибр[ации] те же, что и при старте».
? «На актив.[ном] уч[астке] мышцы лица стягивает!».
Ю.А. Гагарин:
«...При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения... Связь с Елизовым прекратилась примерно, когда по глобусу было 30 град. с. ш. Сразу после доклада по УКВ произвел доклад по КВ. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал...».
С.П. Королев отмечает:
«Над Елизово: Он слышал лучше, а Земля хуже! По KB подтверждение] приема он не получал».
? Состояние невесомости перенес легко; плохих ощущ[ений] нет; пить и есть – нормально»
? «Неудобно при автоматическом] управлении] магнитофон зря расходует пленку. Лучше вручную».
В докладе космонавта: «... При подлете, примерно градусов до 40 южной широты я не слышал Землю. Градусов около 40–45 град. ю. ш. по глобусу слабо стала прослушиваться музыка и позывные. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза... Чем ближе подлетал я к апогею, тем больше улучшалась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн (в апогее), получил очередное сообщение...».
У С.П. Королева:
? Землю до – 40° юж. широты не слышал! В Апогее (мыс Горн) слышал хорошо.
? Цикл спуска шел четко; вращение малое, разворот ?30° (?)
Ю.А. Гагарин рассказывал:
«...Я почувствовал, как заработала ТДУ (тормозная двигательная установка - прим. ред.). Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работала хорошо. Ее выключение произошло резко. Перегрузка наросла немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. В этот период произошло следующее. Как только выключилось ТДУ, произошел резкий толчок и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось...».
Комментарий С.П. Королева с жирными восклицательным и вопросительным знаками:
«Включ[ение] ТДУ мягкое; выключ[ение] резкое по перегрузкам и пр[иборам], произошел резкий толчок и К-С начал вращаться!?Сил ьно (?30°/сек)!».
Ю.А. Гагарин продолжает:
«... Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10–12 секунд после выключения ТДУ. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска. – Л.Ф.) погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе: «Спуск-1» не гаснет, «Приготовиться к катапультированию» – не загорается. Разделения не происходит. Затем вновь начинают загораться окошечки на ПКРС, сначала окошко третьей команды, затем – второй и затем – первой команды. Подвижной индекс стоит на нуле. Разделения по-прежнему никакого нет».
С.П. Королев записывает:
? И долго не было разделения; см. сигналы в окошках пульта!?
Вновь жирные знаки и большая фигурная скобка объединяет это и предыдущее замечания.
Ю.А. Гагарин:
«Кордебалет» продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по KB-каналу связи, что ТДУ сработало нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, т.к. тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров будет. Значит, до Дальнего Востока где - нибудь сяду. «Шум» не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал «ВН» – «все нормально». Через «взор» заметил северный берег Африки. Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло только в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т.е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки...» .
С.П. Королев:
? Разделение произошло – 10ч 25м 57 сек (расчет) 10ч 35 м (фактическое)
? см в чем дело ? (разделение почувствовал резко, толчок; сильное вращение продолжалось по Зм осям) На глаз – высота меньше.
Этот эпизод полета космонавта С.П. Королев прокомментировал так же бесстрастно, как прочие, позволив себе только восклицательные и вопроси тельные знаки. Он писал документ. Ситуация же была явно нештатной. И при идеальном течении полета мужественность и выдержка Ю.А. Гагарина не подлежали сомнению, но ему выпало испытание. С.П. Королев, сам человек большого мужества и оптимизма, не мог не отметить эти качества у того, кто находился в крайне экстремальной обстановке.
Этот драматичный эпизод, описанный с долей юмора самим космонавтом, еще одно подтверждение того, что комплекс приборов может сделать почти все, что потребуют от него создатели, за исключением самого важного: осмысленной реакции на ситуации, непредусмотренные никакими инструкциями. И сегодня, много лет спустя, восхищает хладнокровие Ю.А. Гагарина, его умение спокойно и правильно оценивать происходившее, помня при этом о людях, оставшихся на Земле, и может быть, прежде всего о Главном конструкторе.
В своей книге «Дорога в космос», подписанной к печати 01.07.1961 г., Гагарин писал: «Каждый специалист, участвовавший в снаряжении корабля, знал, что все могло случиться на таком длинном и пока еще плохо изученном пути, и только один Главный конструктор, пожалуй, на все сто процентов был уверен, что все окончится триумфом советской науки. Находясь на старте, он смог своей несокрушимой уверенностью зарядить всех, в том числе и меня...».Ю.А. Гагарин заканчивает свой доклад:
«Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа (носимый аварийный запас. – Л.Ф.) Слышал, как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, что НАЗ пошел вниз самостоятельно».
У Королева по этому поводу два слова:
«НАЗ – оторвался!».
Уже почти закончив рассказ о своем приземлении, Гагарин вернулся к моменту парашютирования:
«Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа (объединенный разъем кислородный. – Л.Ф.), открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально...».
У Сергея Павловича помечено:
«При парашютировании трудно открыть клапан/дыхания!».
Далее замечания С.П. Королева идут по ответам Ю.А. Гагарина на заданные ему вопросы. Вот что записывает Главный конструктор:
? «Климат: При начале /давление в СЛ/1, 1 при посадке 1,25 влажность с 65% к 70-71%!?? Температура повысилась с 19 до 22? /физически не чувствовал/ и нагрев тела ?! При торможении /С.А./ появился след запаха в кабине, а после – запах исчез»/.
Затем в записях замечание-вопрос:
? «Хорош-ли обзор на К – С? (см. для «Север» надо особо решать)...».
Затем Королев помечает внушительной точкой вначале и восклицательным знаком в конце новую проблему:
? «См. он не знал высоты над Землей!– – – надо делать приборы».
А ниже – задание с указанием исполнителя:
? «Сравнить (Пилюгин) то, что чувствовал пилот и что в это время записали приборы».
Далее два коротких, но важных замечания:
? «Вентилятор сильно гудит и мешает»
? Скафандр нужен только при разгерметизации, т.е. на аварийный случай».
И последнее 29-е замечание С.П. Королева:
? «См. неувязка его доклада: Земля идет под углом до 30° к рискам «Взора», а при начале ориентации – точно по рискам см. особо (Раушенбах и др.)!?»
Подпись – «Королев»