Первые шаги. Воспоминания о первом командире.
До начала службы в частях КИК я отслужил в советских ВС 11 лет, включая учебу в авиатехническом и Высшем инженерном училище ВВС (Киев), службу в школе боевого применения дальней авиации. В августе 1960 года я получил назначение в в/ч 34436 (Евпатория) в воинском звании «инженер – капитан». Уже во время учебы на старших курсах мы стали свидетелями события мирового значения - запуск в нашей стране первого в мире ИСЗ. То, что это историческое событие произошло в нашей стране (СССР) радовало нас, мы вместе со всем героическим советским народом гордились этим и мечтали подключиться к работе по изучению космоса. Судьба уготовила некоторым из нас такое счастье – мы неожиданно получили назначение в Командно-измерительный комплекс страны. Таких счастливцев, кто получил назначение в Крым, было пятеро: инженер - майор – Белкин В. В., инженер – капитаны - Жевидь В. И., Ряполов С. И., Шарун М. А., Сумишин А. А.
Нам, опять же к счастью, пришлось служить под руководством опытного и отлично подготовленного командира – инженера – полковника Краснопера Владимира Ивановича (на фото автор слева) – первого командира вновь сформированной части КИК - (в/ч 34436). У меня первая встреча с ним (и особо запомнившаяся!) состоялась 25 августа 1960 года. Мы уже знали, что наш командир - ветеран ВОВ, КИКа, и уже успел побывать на дальних НИПах (о. Балхаш, п. Шипицино, Новосибирской обл.). Поэтому, встречу с ним ожидали с волнением и надеждой. Из первой беседы с командиром части нам стало понятно, что это великолепно подготовленный инженер и грамотный командир с большим опытом работы. Нам в этом смысле повезло несомненно, к тому же, как оказалось, он обладал хорошо развитой хозяйской «стрункой».
Последнее было, особенно в создавшейся обстановке, весьма важно – часть только формировалась, стройка буквально кипела в самой части и на подходах к ней. Возводились технические здания и сооружения, прокладывались линии связи, электроснабжения и прочее. Строилось также жилье для военнослужащих и членов их семей. Кстати, первую свою квартиру в ВС я получил именно в этой части. Радость была неописуемая в моей семье, когда командир части вручил нам ключи от квартиры. Было начало 1961 года, когда он уже готовился к отъезду в связи с переводом в НИИ 4 МО СССР. При встрече с нами каждому вновь прибывшему были поставлены свои задачи. При этом командир предупредил нас, что любит грамотных и трудолюбивых работников, способных к росту в должностях, которых ожидается много (в части тогда еще действовал вводный штат работников, до предела урезанный, конечно). В начале же 1961 года часть должна была быть готова к работе по управлению АМС («Венера», «Марс»), так как это были сроки для наиболее благоприятного запуска КА в указанном направлении. Мне запомнилось, что уже в первой беседе с нами Краснопер В.И. подчеркнул, что каждый из нас вырастет в будущем в должности и воинском звании, а для этого надо неутомимо работать, чтобы первые работы по АМС были выполнены нами успешно. Учитывая это, мы с первого дня изучали новую технику, используя техническую литературу, опыт и знания представителей промышленных предприятий, которых в части работало очень много (монтаж спецаппаратуры ими велся одновременно со строительно-монтажными работами, выполняемыми военными строителями).
Кроме того, командир призвал нас включиться в активную общественную, спортивную работу, заниматься спортом, создавать спортивную базу; командир подчеркнул, что сейчас нам надо работать так, чтобы результат был заметен сразу, и впредь работать с опережением в должности. Это пожелание командира мы воспринимали, как приказ, и старались изо всех сил, старались успеть к спецработам. Так, как нам сказал полковник Краснопер В. И., в дальнейшем мы - киевляне старались работать. Недаром все мы в-дальнейшем были повышены в должностях, а офицеры Белкин В.В., Ряполов С.И. (на фото - сидит в центре) стали командирами космических частей и свыше 25 лет успешно трудились в КИКе, неоднократно награждались высокими правительственными наградами.
Внешний вид офицера Краснопера Владимира Ивановича подкупал нас. Он всегда был подтянут, активно занимался спортом и требовал этого от нас. Уже с 6 ноября 1960 года в части был готов стадион и состоялась первая спартакиада в/ч 34346. Это запомнилось: душой спартакиады был командир части, и поэтому она прошла успешно и явилась хорошим зарядом для всех нас. Меня и еще нескольких офицеров он назначил ответственными за подготовку всех необходимых элементов стадиона, сказав при этом, что никаких оправданий приниматься не будет, если эта задача не будет выполнена успешно и в срок. Как видите, у командира была военная хватка, и мы понимали, что сорвать его задания не имеем права. В результате эта спартакиада состоялась, и командир отметил наш труд. Полковник Краснопер В. И., прибыв в новую часть, куда он был назначен в июле 1960 г., сумел быстро включиться в работу. Ведь строительство всех элементов объекта «МВ», как называлась наша часть у военных строителей, было начато в марте 1960 года, и за строительством следил сам Королев Сергей Павлович, с которым нам посчастливилось тогда познакомиться. Координацию работ осуществлял заместитель начальника КИК инженер – полковник Агаджанов П. А. – очень требовательный и целеустремленный руководитель. С ним и стал тесно взаимодействовать наш командир. Ежедневно проводилось подведение итогов дня. Командование части активно участвовало, а затем нам не давало покоя. Нам сразу пришлось включиться в разностороннюю деятельность на закрепленных за нами участках. Время было горячее для всех! О выходных днях никто не вспоминал, а детей своих, я например, видел в те дни только спящими. Слава нашему командиру! Он даже в таких сложных условиях нашел жилье для моей семьи, вблизи Евпаторийского маяка. Другие семьи с двумя и более детьми также не были обижены. Все делалось для того, чтобы мы работали с полной отдачей. Командир понимал, что нас в то время было очень мало, а предстояло выполнить громадный объем работ, чтобы подготовится в короткий срок к управлению АМС. 27 сентября 1960 года мы уже проводили комплексную тренировку, сначала по площадкам, а затем комплексом «Плутон». В это день комиссия под руководством главного конструктора РКС проверяла нашу готовность, мы находись на рабочих местах. Передающая антенна АДУ - 1000 шла точно по заданной программе, отслеживая движение звезд Кассиопея и Альфа – Лира.
Похоже, ГК был очень доволен нашей работой. Он находился в приподнятом настроении, жал нам руки, призывал осознать сложность, историчность предстоящих работ, чем мы вправе гордится, что нам выпала честь эти работы начинать первыми в мире. Сейчас я удивляюсь, как мы справились с таким объемом подготовительных работ! Видимо молодость наша и задор, который вселили в нас Королев С. П. и наш первый командир, помогли этому. Он всегда умело ставил перед нами задачи и, что особенно ценно, быстро сумел определить, кто на что способен. И умело опирался на подчиненных в этих не простых условиях. Чувствовалось, что и в среде командования части было единодушие и взаимопонимание, это хорошо ощущалось на проводимых совещаниях и в повседневной жизни части. Заместителями у него были: Сыцко Г. А. (измерение), Голома В. А. (связь), Пикуль П. Т. (МТО), Ландырь В. М. (замполит). Все они - активные участники ВОВ и блестяще выполняли свои обязанности в это трудное для части время. Недаром большая часть их выросла в должностях и званиях.
Не могу не сказать и о строевой деятельности нашего первого командира, этим ему и нам тоже приходилось заниматься постоянно. Ведь наш командир был старшим начальником в нашем отдельном гарнизоне, а в нем одних военных строителей работало 5 ВСО, полностью укомплектованных личным составом. Таким образом их набиралось около 5 тыс человек. Мы же помним какими «солдатами» ВСО укомплектовывалось. Мы чувствовали это, неся службу дежурного по части. Редко, когда дежурства обходилось без ЧП или на гране его. Да и контингент наших солдат был не простой. Большая часть его прибыла к нам из расформированных частей Краснознаменного Балтийского флота. Конечно, моряки провели для нас соответствующий подбор, нам дали, разумеется тех, которые не нужны были им по разным показателям, а особенно - по воинской дисциплине. Командованию части и нам приходилось принимать крутые меры по наведению порядка в части и в подразделениях. Военным дознавателям работы хватало (тогда нас особенно в этом не ограничивал никто); правда, судов военного трибунала состоялось всего 2. Нам удавалось своими мерами доводить дисциплину до нужного уровня, и постепенно прибывшие к нам «моряки», в большинстве своем стали хорошими солдатами и замечательными специалистами. Командир части был настойчив к повышению требовательности к офицерскому составу в этих вопросах. Офицеры и свехсрочнослужащие оказались на высоте и поддержали действия требовательного командира. Часть уверенно шла вперед, к готовности успешного выполнения предстоящих работ.
Известно, что первые работы по реальной АМС «Венера-1» часть начала выполнять 12 февраля 1961 года. В это время командиром части был инженер Работягов Анатолий Павлович. Он также оказался командиром – инженером высокого класса. Однако, могу еще раз повторить, что основа была заложена в нас повседневным трудом первого командира в/ч 34436 инженер-полковника Краснопера Владимира Ивановича, и возглавляемого им коллектива офицеров и сверхсрочников. Вечная ему память !
В заключение не могу не вспомнить первопроходцев, кому выпала честь начинать боевую деятельность в/ч 34436 (ЦДКС). К сожалению этих людей незаслуженно почти всех забыли даже те, кто с ними начинал службу в 1960 году. Этих людей всем нам, и нашим последователям - сотрудникам НЦУИКС надо помнить и благодарить их за самоотверженный труд. Прежде всего, скажем Спасибо первым нашим командирам, которые управляя частью с момента формирования в 1960 году до полного расцвета в 70-80 гг. ХХ века. Они сумели в сравнительно короткий срок сделать ее боеготовой, выполнить все государственной важности работы, которые в то время стояли перед частью. Это полковники: Краснопер В. И., Работягов А.П., Сыцко Г.А., Терехин Д.В. Все они люди с государственным размахом, смело и умело взялись за дело, и сумели организовать крепкую часть и заложить в ней славные традиции, которые продолжили мы, их преемники. Спасибо им за это, и вечная им память !
Мы, первопроходцы, начинали службу в нашей части, когда нас было очень мало, а разнообразных дел очень и очень много. Особый груз забот лег на плечи, тогда еще немногочисленного, коллектива офицеров части. У нас в то время было 4 самостоятельных подразделения, основными были 27 и 28 отделы, отделы по испытанию и эксплуатации РТС «Плутон».
27 отдел возглавлял инженер – майор Юмашев Е.Н., а затем инженер – капитан Кокин Ю.Ф. Старшиной отдела был Богдан А.Ф., офицеры отдела – Белкин В.В. , Чернов В.Ф., Жевидь В.И., Комаровский Б.А., Плешко Л.М., Сывороткин В.И., Сытников Г.А., Федоров В.В., Ванярко Н.Н., Парфентьев Л.Д.
28 отдел (передающая часть РТС) возглавлял инженер - капитан Нориц В.А., старшина отдела старшина сверхсрочной службы Косолап М.Ф., офицеры отдела Мохорин В.М., Ряполов С.И., Милейко Ю.Б., Сумишин А.А., Лукин А.М., Шарун М.А., Симонов Г.А., Стельмашенко Б.Г., Виноградов В.А., Прикладов В.Г.
Передающий узел связи - офицеры – Шкреба И.И., Балагуров М.К., Шарабарин И.А., Данилов Д.С., Полежаев В.Г. , Пономарев В.М., Колотилов В.А., старшина подразделения - старшина сверхсрочной службы Черняев П.М.
Приемный узел связи: Петухов Н.В., Комардин Н.А., Сенченко Г.В., Кривенко Г.А., Слепкан В.Ф., старшина подразделения - старшина сверхсрочной службы Коповский А.С.
Служба СЕВ: офицеры Капустин С.В., Кривда В.Ф., Дремов А.А.
Управление части: офицеры Краснопер В.И., Сыцко Г.А., Ландарь В.М., Голома В.А., Войтович О.В., Горохов А.П., Михайлов В.И., Акимов Ю.Н.. Сврехсрочники Колейко М.С. , Рябко П.А., Остроушко С.П. Пучков А.Ф., Заиченко А.А., Печерский Б.Р., Квасов В.А., Жеребцов С.Ф., Мурзин Г.И., Мокиенко И.Ф.
Всего набиралось 62 человека, из них 12 сверхсрочников. Под руководством наших боевых командиров, участников ВОВ, многие из этого числа быстро и основательно вошли в строй, а инженер – капитан Кокин Ю.Ф. стал первым в части кандидатом технических наук. Многие из первопроходцев в- дальнейшем, проходя службу в в/ч 34346 или других частях КИКа, выросли в должностях и воинских званиях. Так, командирами частей КИК впоследствие стали офицеры: Сыцко Г.А., Нориц В.А., Шкреба И.Е., Белкин В.В., Ряполов С.И. Были выдвинуты для службы в Центре КИК: Голома В.А., Мохорин В.М., Юнашев Е.Н., Кокин Ю.Ф., Колотилов В.А., Пономарев В.М., Шарун М. А
Направлены с повышением в должности в другие части КИК: Сумишин А.А., Милейко Ю.Б., Ванярко Н.Н., Капустин С.В., Кривда В.И. , Сеймашенко Б.Г., Парфентьев А.Д.
Повышены в должности внутри части: Виноградов В.А., Симонов Г.А., Комаровский Б.А., Сытников Г.А., Данилов Д.С., Балагуров М.К., Сенченко Г.В., Плешко Л.М., Полежаев В.Г., Кривенко Г.А., Комардин Н.А., Дремов А.А., Чернов В.Ф., Прикладов В.Г., Петухов Н.В.
Первыми кавалерами ордена Красной Звезды стали офицеры Мохорин В.М., Комардин Н.А., Симонов Г.А., Федоров В.В.
Имея в своем распоряжении сравнительно малочисленный состав офицеров и сверхсрочнослужащих, наш первый командир, несмотря на массу всевозможных трудностей, сумел подготовить часть к успешному выполнению задач управления АМС.
Известно, что уже 12 февраля была успешно выведена на орбиту к планете Венера АМС «Венера». Мы тогда успешно решили эти задачи: «Венера–1» прошла на расстоянии 100 тыс. км от Солнца и вышла на околосолнечную орбиту. К сведению, первая американская АМС («Маринер – 2») 27 августа 1962 г., то есть после нас, успешно пролетела планету Венера. Начался штурм дальнего космоса. Радостно осознавать, что наши офицеры – первопроходцы в/ч 34346 – проявили себя в те незабываемые дни с лучшей стороны. Этим они заложили первые основы славных боевых традиций нашего Центра Дальней Космической связи, который в последствие прославил нашу страну – СССР - славными боевыми делами и завоевал мировую известность.
Мы имеет право гордится этим, мои славные боевые друзья!
Полковник Ряполов С.И. Фото из архива автора.