Ушел из жизни Виктор Мефодьевич Сербин, заслуженный ветеран Командно-измерительного комплекса
27 июня 2011 года на 82-м году ушел из жизни Виктор Мефодьевич СЕРБИН, полковник в отставке, ветеран ракетно-космической отрасли Украины, заслуженный испытатель космической техники, почётный радист СССР.
Виктор Мефодьевич родился 29 июля 1929 года в г. Семипалатинске. Высшее образование получил в Киевском высшем инженерно-авиационном училище. В Вооруженных силах с 1946 по 1979 год. В Командно-измерительном комплексе СССР с начала его формирования – с 1957 по 2001 год. Военную службу проходил на НИП-5 (Искуп), НИП-8 (Шипицыно), НИП-2 (Макат), НИП-15 (Уссурийск), Центр КИК (Москва), занимая должности старшего инженера испытателя, начальника группы станций, заместителя начальника НИПа, заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника управления, начальника управления в Центре КИК. Виктор Мефодьевич был непосредственным участником всех значимых событий в космической жизни Советского Союза: запуск первого в мире искусственного спутника Земли, первого человека в космос, испытаний и эксплуатации орбитальных станций и многих других. После демобилизации он продолжал работать в космической отрасли: в Конструкторском Бюро «Салют» (г.Москва), НИИ Радиотехнических измерений (г.Харьков), генеральным директором Совместного Росийско – Украинского предприятия «Западный ЦДКС», в Национальном Центре управления и испытаний космических средств Украины. В 1982 году Виктор Мефодьевич стал основателем нашей ветеранской организации. Его беззаветный труд в космической отрасли отмечен орденами «Знак почёта», «Трудового Красного знамени» и пятнадцатью медалями Советского Союза.
Из воспоминаний В.М.Сербина.
О себе
"Невозможно забыть о тех событиях и работах, в которых мне пришлось участвовать за годы прохождения службы с 1957 по 2000 год в частях КИК и при работе в организациях космического направления.
Это и освоение всех должностей на НИПах - начиная с должности старшего инженера-испытателя до заместителя начальника НИПа, это служба в Центре КИК на должностях от заместителя начальника отдела до начальника 6 управления центра, это работа в НИИ и КБ на должностях ведущего инженера и начальника экспедиции на НИП-16.
За годы службы на НИП-15 довелось вводить в строй и осваивать новые станции командных радиолиний «Подснежник», «Пост-Д», станцию траекторных измерений «Кама», систему передачи траекторных измерений «Темп», совмещенную командно-траекторную и телеметрическую систему «Сатурн» с антеннами АПУ-8, радиотехнический комплекс для обеспечения двухсторонней телевизионной и телеграфно-телефонной связи через спутник «Молния-1».
За время службы в Центре руководил отделом подготовки данных для обеспечения работы системы связи «Молния-1», проводил испытания первой советской навигационно-связной системы для Военно-Морского флота (система принята была в опытную эксплуатацию), с 1973 по 1980 год на должностях заместителя и начальника управления пилотируемых космических аппаратов принимал участие в управлении всеми пилотируемыми и грузовыми кораблями в качестве заместителя руководителя полета по наземному комплексу управления.
После демобилизации работал в КБ «САЛЮТ» (Москва), НИИ Радиотехнических измерений (Харьков) и представлял эти организации на НИП-16.
Много было разных случаев и событий, которые заставляли нас думать и принимать нестандартные решения, которые обеспечивали выполнение поставленной задачи.
Вот один из них. НИП-15: до запуска первого спутника «Молния» остаются считанные дни. Вся аппаратура пункта готова к работе, за исключением антенной системы ТНА-3. Антенна должна быть смонтирована на пилоне высотой порядка 10-15 метров. Все подготовительные строительные и монтажные работы выполнены, осталось только установить собранную антенну на пилон. Но эту работу невозможно выполнить имеющимся автокраном, так как длина его стрелы недостаточна. Поиски подходящего крана оказались безуспешными. Задача не выполняется - это грозит срывом сроков запуска спутника. Я, как заместитель начальника НИПа по измерениям, после длительной и обстоятельной беседы с крановщиком принимаю решение: нарастить стрелу двумя металлическими трубами до нужной длины, закрепить кран дополнительными грузами, исключающими его переворот, и поднять антенну на пилон в заданное время. После проведенной тренировки я лично работал на пилоне, принимал антенну для постановки ее на нужное место. После установки антенны на анкерные болты я передал дальнейшие работы монтажникам. Почему я работал сам? Я не мог рисковать жизнью солдат, офицеров и монтажников. А работу нужно было выполнить в срок. Сработал наш девиз - нет невыполнимых задач! Надо просто постараться!
Хотелось бы рассказать об одной незапланированной и несанкционированной работе, проведенной совместно НИП-15 и НИП-16. На НИП-15 аппаратурный комплекс для системы связи «Молния» опробован в реальных условиях и постоянно готов к работе.
На НИП-16 в работоспособном состоянии находится аппаратура «Плутон» с антеннами АДУ-1000 и мощными передатчиками. Связь через спутник осуществляется за счет применения ретранслятора, установленного на спутнике. А почему бы не использовать принцип получения отраженного сигнала при наличии таких мощных антенн, как РС-10 в Уссурийске и АДУ-1000 и мощных передатчиков в Евпатории. В качестве отражателя можно использовать Луну, которая находится одновременно в зоне видимости обеих пунктов порядка 10 часов ежесуточно.
В Уссурийске зам. по измерениям - В.Сербин, а в Евпатории - его однокашник по ВУЗу В.Виноградов. Созвонились, договорились и провели пробные сеансы. Евпатория передавала модулированный сигнал на Луну, а Уссурийск принимал отраженный сигнал. Получилось неплохо. После нескольких сеансов Уссурийск записал отраженный сигнал на магнитофон (Гимн Советского Союза и песню «Широка страна моя родная»). На очередном заседании государственной комиссии я доложил о проделанной работе и проиграл полученную запись. Председатель комиссии министр связи Псурцев одобрил эту работу, но, к сожалению, она застряла где-то в бюрократической машине министерства и не нашла дальнейшего развития..."