Записки Евпатория космическая


Новости
Z

Page 1 of 21  > >>

21 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
Директор Научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, главный конструктор по обеспечению питанием экипажей космических объектов Виктор Добровольский рассказал, что санкции не окажут никакого влияния на производство питания для космонавтов Роскосмоса.
07 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman

Правительство утвердило перечень из 48 недружественных России государств, включая США и ЕС.

06 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
«Роскосмос» не будет заниматься подготовкой на Байконуре к запуску британских спутников OneWeb. Об этом заявил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин на заседании комиссии по подготовке к пуску ракеты «Союз-2.1б» с космическими аппаратами OneWeb.
25 02 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
25 февраля свой 90-летний юбилей отметил Василий Иванович Иванов, заслуженный командир Центра дальней космической связи (войсковой части 34436), кавалер двух орденов СССР, медали «За боевые заслуги».
29 12 2021
Category: По дате
Posted by: spaceman
27 декабря 2021 года, в Екатерининском зале Кремля состоялось вручение государственных наград. Церемонию награждения проводил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.
CMS - 1.12 - Pohnpei
 
Календарь праздников

Записки

Итак, в докладе  Ю.А. Гагарина:

«...Сижу, наблюдаю процесс подъема. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том,  что  идет 70-я секунда.  В районе 70-й секунды  плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затухает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале ее работы. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах – примерно 5 ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, т.к. стягивало все мышцы лица...»

На эту часть  доклада  у С.П. Королева два замечания:

? «На 70 сек. изменяется характер вибрации! В скобках (частота  ниже; амплитуда  больше) и добавляет в эту же скобку - в конце  I ступ[ени] вибр[ации] те же, что и при старте».

? «На актив.[ном] уч[астке]  мышцы  лица стягивает!».

Ю.А. Гагарин:

«...При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады  и донесения...  Связь с Елизовым прекратилась примерно, когда  по глобусу было  30 град. с. ш. Сразу после доклада  по УКВ произвел доклад по КВ. Но по KB подтверждение докладов и команд  в это время ни от кого не получал...».

С.П. Королев отмечает:

«Над  Елизово: Он  слышал  лучше,  а Земля хуже! По KB подтверждение] приема он не получал».

? Состояние невесомости перенес легко; плохих ощущ[ений] нет; пить и есть – нормально»

? «Неудобно при автоматическом] управлении] магнитофон зря расходует пленку. Лучше вручную».

В докладе космонавта: «... При подлете, примерно градусов до 40 южной широты я не слышал Землю. Градусов  около  40–45 град. ю. ш. по глобусу слабо стала прослушиваться музыка  и позывные. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза... Чем ближе подлетал я к апогею, тем больше улучшалась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн (в апогее), получил очередное сообщение...».

У С.П. Королева:

? Землю  до – 40° юж. широты не слышал! В Апогее  (мыс Горн) слышал хорошо.

? Цикл спуска шел четко; вращение малое, разворот ?30° (?)

Ю.А. Гагарин рассказывал:

«...Я почувствовал, как заработала ТДУ (тормозная двигательная установка - прим. ред.). Через конструкцию ощущался небольшой зуд и шум. Я засек время включения ТДУ. Перед этим секундомер поставил на нуль. ТДУ работала хорошо. Ее выключение произошло резко. Перегрузка наросла немного, и потом резко опять появилась невесомость. Стрелки в этот момент в системе автоматической ориентации и в баллоне ТДУ сразу прыгнули на нуль. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. В этот  период произошло следующее. Как только выключилось ТДУ, произошел резкий толчок и корабль  начал  вращаться вокруг  своих  осей  с очень большой скоростью. Земля у меня  проходила во «взоре» сверху справа вниз и влево.  Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось...».

Комментарий С.П. Королева с жирными восклицательным и вопросительным знаками:

«Включ[ение] ТДУ мягкое; выключ[ение] резкое  по  перегрузкам и пр[иборам], произошел резкий толчок  и К-С начал вращаться!?Сил ьно (?30°/сек)!».

Ю.А. Гагарин продолжает:

«... Я поставил ноги  к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что  по расчету  это должно было  произойти через 10–12 секунд после  выключения ТДУ. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС  (прибор контроля режима спуска. – Л.Ф.) погасли. По моим  ощущениям больше  прошло времени, но разделения нет.  На приборе: «Спуск-1» не гаснет,  «Приготовиться к катапультированию» – не загорается. Разделения не происходит. Затем вновь  начинают загораться окошечки на ПКРС, сначала окошко третьей команды, затем  – второй и затем  – первой команды. Подвижной индекс стоит на нуле. Разделения по-прежнему никакого нет».

С.П. Королев записывает:

? И долго  не было  разделения; см. сигналы  в окошках  пульта!?

Вновь жирные знаки и большая фигурная скобка объединяет это и предыдущее замечания.

Ю.А. Гагарин:

«Кордебалет» продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по KB-каналу связи, что ТДУ сработало нормально. Прикинул, что все-таки  сяду нормально, т.к. тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров будет. Значит, до Дальнего Востока где - нибудь сяду. «Шум» не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал «ВН» – «все нормально». Через «взор» заметил северный берег  Африки. Средиземное море.  Все было  четко видно.  Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло только в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т.е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки...» .

С.П. Королев:

? Разделение произошло – 10ч 25м 57 сек (расчет) 10ч 35 м (фактическое)

? см в чем дело ? (разделение почувствовал резко, толчок; сильное вращение продолжалось по Зм осям) На глаз – высота  меньше.

Этот  эпизод полета космонавта С.П. Королев прокомментировал так же бесстрастно, как прочие, позволив себе только восклицательные и вопроси тельные знаки. Он  писал  документ.  Ситуация же была  явно  нештатной. И при  идеальном течении полета мужественность и выдержка Ю.А. Гагарина не подлежали сомнению, но ему выпало испытание. С.П. Королев, сам человек большого мужества и оптимизма, не мог не отметить эти качества у того, кто находился в крайне экстремальной обстановке.

Этот  драматичный эпизод, описанный с долей юмора  самим космонавтом, еще одно подтверждение  того,  что  комплекс приборов может  сделать почти все,  что потребуют от  него  создатели, за исключением самого важного: осмысленной реакции  на ситуации, непредусмотренные никакими инструкциями. И сегодня, много лет спустя,  восхищает хладнокровие Ю.А. Гагарина, его умение  спокойно и правильно оценивать происходившее, помня при этом о людях, оставшихся на Земле, и может быть, прежде всего о Главном  конструкторе.

В своей книге «Дорога в космос», подписанной к печати 01.07.1961 г., Гагарин писал: «Каждый специалист, участвовавший в снаряжении корабля, знал, что  все могло случиться на таком  длинном и пока  еще плохо  изученном пути, и только один Главный конструктор, пожалуй, на все сто процентов  был уверен, что  все окончится триумфом советской науки. Находясь на старте, он смог своей несокрушимой уверенностью зарядить всех, в том числе  и меня...».

Ю.А. Гагарин заканчивает свой доклад:

«Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа (носимый аварийный запас.  – Л.Ф.)  Слышал, как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз.  Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, что  НАЗ пошел  вниз  самостоятельно».

У Королева по этому поводу два слова:

«НАЗ – оторвался!».

Уже почти закончив рассказ о своем  приземлении, Гагарин вернулся к моменту парашютирования:

«Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа  (объединенный разъем кислородный. – Л.Ф.),  открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно  было с открытием клапана дыхания в воздухе.  Получилось так,  что  шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут  шесть  никак  не  мог его  достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально...».

У Сергея Павловича помечено:

«При парашютировании трудно открыть клапан/дыхания!».

Далее замечания С.П. Королева идут по ответам Ю.А. Гагарина на заданные ему вопросы. Вот что записывает Главный конструктор:

? «Климат: При начале /давление в СЛ/1, 1 при посадке 1,25 влажность с 65% к 70-71%!?? Температура повысилась с 19 до 22? /физически не чувствовал/ и нагрев  тела ?! При торможении /С.А./ появился след запаха в кабине, а после – запах исчез»/.

Затем в записях замечание-вопрос:

? «Хорош-ли обзор на К – С? (см.  для  «Север»  надо  особо решать)...».

Затем Королев помечает внушительной точкой вначале и восклицательным знаком  в конце новую проблему:

? «См. он не знал высоты над Землей!– – – надо делать приборы».

А ниже  – задание с указанием исполнителя:

? «Сравнить (Пилюгин) то,  что  чувствовал пилот  и что в это время  записали приборы».

Далее два коротких, но важных замечания:

? «Вентилятор сильно гудит и мешает»

? Скафандр нужен только  при разгерметизации, т.е. на аварийный случай».

И последнее 29-е замечание С.П. Королева:

? «См. неувязка его  доклада:  Земля  идет  под углом до 30° к рискам «Взора», а при начале ориентации – точно по рискам см. особо (Раушенбах и др.)!?»

Подпись – «Королев»

Заключение

Предыдущая страница: Предисловие  Next page: Последний полет