Новости

Page 1 of 18  > >>

26 06 2017
Category: По дате
Posted by: spaceman
По словам известного британского астрофизика – Стивена Хокинга, колонизацию Луны и Марса нужно осуществить в течение ближайших 30-50 лет. Ученый отметил это в своем выступлении на Международном фестивале науки и искусств Starmus IV в Норвегии. Призывы человечества в скором времени покинуть Землю Хокинг обосновал тем, что гибель нашей планеты от удара астероида, перенаселения или из-за других климатических катаклизмов – это всего лишь вопрос времени.
26 06 2017
Category: По дате
Posted by: spaceman
Элон Маск, основатель компании SpaceX, опубликовл в научном журнале New Space подробное изложение своего доклада о колонизации Марса, прочитанного 27 сентября 2016 г. на 67-м Международном астронавтическом конгрессе, сообщило 21 июня РИА Новости.
26 06 2017
Category: По дате
Posted by: spaceman
Россия продолжит поставки ракетных двигателей РД-180 в Соединенные Штаты, сообщил 25 июня РИА Новости заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.
25 02 2017
Category: По дате
Posted by: spaceman
Астрономы НАСА объявили о научной сенсации. Они рассказали, что в созвездии Водолея ими отрыты сразу семь планет, три из которых якобы пригодны для жизни! Все они вращаются вокруг звезды, которая примерно в десять раз меньше Солнца и настолько же легче.
14 06 2016
Category: По дате
Posted by: spaceman
Астрофизики из США и Южной Кореи обнаружили в окрестностях двойной звезды экзопланету, которая является крупнейшим из известных спутников в такого типа системах. Ученые не исключают обитаемость найденного объекта. Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal, кратко о нем сообщает НАСА.
CMS - 1.12 - Pohnpei
 
Спидометр
Календарь праздников

Последний полет

Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года. В одном самолете с ним был летчик-инструктор В.С. Серегин. Они выполняли обычный тренировочный полет... Для выяснения причин катастрофы была создана авторитетная комиссия, в работе которой принимали участие авторы этой статьи. Их гибель была полной неожиданностью. Казалось бы, все было предусмотрено: полет совершался на хорошо проверенном, весьма надежном учебно-тренировочном самолете-истребителе УТИ МиГ-15. Проверяющим был командир части – опытный, отлично подготовленный летчик-испытатель I класса Серегин, а сам Гагарин был готов к куда более сложным полетам, нежели тот, который они совершали. И все же произошла катастрофа...

В правительственной комиссии по расследованию катастрофы были равноправно представлены две разные службы. Одна отвечала за расследование подготовки, организации, безопасности полетов и готовности к ним летчиков; другая – за авиационную технику, ее надежность, правильную эксплуатацию. Кроме того, была образована группа научно-технических экспертов – как постоянных, так и привлекаемых для консультаций по отдельным вопросам. Объективность расследования была предельной.

Совершенно бесспорных, достоверных причин катастрофы, строго говоря, установлено не было. Поэтому дать однозначное объяснение тому, что произошло, было действительно очень сложно. В результате сам собою сформировался пассивный выход из трудного положения – позиция умолчания. Это было удобно и не требовало ни от кого активных действий.

С тех пор среди людей, далеких от авиации и космонавтики, а иногда, что греха таить, и имеющих отношение к ним, но обладающих богатой фантазией, не подкрепленной в должной мере добросовестностью и доброжелательностью, нередко возникали и возникают различного рода домыслы. Слухи и лживые версии время от времени то затихают, то начинают муссироваться с новой силой. Такова цена тех издержек, которые приходится нести, когда отсутствует достоверная, правдивая информация.

Мы хорошо знали Юрия Алексеевича и Владимира Сергеевича. Для одного из нас это были неповторимые ученики по Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, для другого – самые верные товарищи и близкие друзья. Мы почти 20 лет тщательно изучали все обстоятельства их гибели. И теперь настало время рассказать обо всем, что связано с последним полетом Гагарина и Серегина.

Летчик не может без неба

Кому не приходила в голову мысль:

– Почему не сохранили Гагарина? Почему не запретили ему летать?

Тем, кто знал его близко, ответ ясен: возможно, он остался бы живым, но только перестал бы быть Гагариным. Вот что писал Юрий Алексеевич на страницах «Комсомольской правды» в мае 1963 года:

«Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Разве можно лишать человека счастья? Ведь не памятник живой человек. Не хочу быть памятником».

И он летал, прыгал с парашютом, много занимался на тренажерах. Летчик и космонавт, он прекрасно понимал, сколь опасна его работа, его профессия. И опасность была не гипотетической. Гагарин тяжело переживал гибель Владимира Михайловича Комарова, дублером которого он был. Но и это не могло заставить Гагарина отойти от любимого дела.

– Ничего не дается людям даром, – говорил Юрий Алексеевич. – Ни одна победа над природой не была бескровной. Мы начали узнавать околоземный мир. А разве земные наши открытия не оплачены жизнями замечательных людей, героев разных стран, отважных сынов человечества? Норвежец Амундсен и англичанин Скотт, американец Де-Лонг и француз Лаперуз, наш ледовый герой Георгий Седов и неутомимый путешественник Александр Федченко – как длинен этот драматический список открывателей нашей планеты. Люди погибали, но новые корабли уходили со стапелей, новые самолеты выруливали на взлетную полосу, новые отряды уходили в леса и пустыни. Но разве это судьба только путешественников? Разве не отдавали во имя знаний своих жизней физики? Разве не жертвовали собой ради других врачи? А летчики-испытатели?

Отношение Гагарина к проблеме «летать или не летать» четко выражено в рапорте, который он подал 2 декабря 1967 года начальнику Центра подготовки космонавтов генерал-майору авиации Н.Ф. Кузнецову.

«...Прошу Вашего ходатайства перед руководством ЦПК об освобождении меня от обязанностей заместителя начальника по летно-космической подготовке до 1 мая 1968 года. Указанное время необходимо для сдачи последней экзаменационной сессии в академии имени профессора Н.Е. Жуковского, работы над дипломным проектом и его защиты. Считаю морально неоправданным находиться на должности заместителя начальника по летно-космической подготовке, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава. 02.12.1967 г.

Полковник Ю. А. Гагарин».

Генерал Кузнецов, в свою очередь, обратился  своему начальнику генерал-полковнику авиации Н.П. Каманину со следующим предложением:

«...В связи со сложившейся в данное время обстановкой считаю целесообразным предоставить полковнику Гагарину Ю.А. необходимое время для завершения учебного процесса в академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Самостоятельный полет на боевом самолете и дальнейшие тренировочные полеты перенести в наиболее благоприятные метеорологические условия весенне-летнего периода 1968 года.

Генерал-майор авиации Н.Ф. Кузнецов».

8 декабря Каманин дал согласие, и это предложение стало воплощаться в жизнь. Гагарин усиленно взялся за учебу в академии. К началу января все экзамены были сданы. Хотя значительная часть дипломной работы была выполнена им уже раньше, однако немало еще и предстояло сделать. Около полутора месяцев Юрий Алексеевич безвыездно с раннего утра до позднего вечера работал в академии, нередко оставаясь ночевать в общежитии.

Наша справка, подготовленная с использованием материалов из книги В. ЛУКАШЕВИЧА и И. АФАНАСЬЕВА «КОСМИЧЕСКИЕ КРЫЛЬЯ»:

С сентября 1961 г. в Академии имени Н.Е. Жуковского начала обучаться группа космонавтов, проходящих подготовку к полётам в Звёздном городке. В 1965 г. С.М. Белоцерковский, назначенный заместителем начальника Академии по учебной и научной работе, предложил всей обучающейся в Академии группе космонавтов выполнить комплексный дипломный проект, посвященный созданию многоразовых крылатых космических кораблей, причем, авторы хотели бы этот проект подать как реальное техническое предложение, а потом, может быть, его и реализовать. С.П. Королёв дал указание разрабатывать аппарат самолётной схемы.

За каждым из дипломников были закреплены свои участки работы, в совокупности как бы и определяющие концепцию «комплексного подхода» (идея, конечно, красивая, но, по понятным причинам, несколько сказочная, для дипломного проекта вполне допустимая, только без особых претензий на дальнейшую реализацию проекта.

Ю.А. Гагарин получил роль Главного конструктора, он выбирал облик аппарата и общую методологию использования. Всего в проекте участвовали 15 слушателей из Звёздного городка: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов, Георгий Шонин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Татьяна Пицхелаури, Жанна Сергейчик, Ирина Соловьева.

Каждому дипломанту было разрешено использовать по своей теме материалы предприятий по соответствующей тематике. Естественно, что многое было почерпнуто из разработанного в ОКБ-155 (А.И. Микоян) аванпроекта по теме «Спираль». По эскизу Гагарина была изготовлена и продута аэродинамическая модель.

Тема диплома Юрия Алексеевича должна была стать темой его кандидатской диссертации. Дипломную работу Гагарин защищал в один день с Г.С. Титовым – 17 февраля 1968 года. Защита прошла успешно, можно сказать, с триумфом, хотя обстановка была совсем не простая. Гагарину был вручен инженерный диплом с отличием, Государственная экзаменационная комиссия отметила высокий научный уровень представленной работы и его, единственного изо всего отряда космонавтов – выпускников академии имени Н.Е. Жуковского, рекомендовали в заочную адъюнктуру академии. После защиты появилась возможность приступить и к работе, и к тренировочным полетам. Начав готовиться к ним, Гагарин возобновил полеты уже 13 марта. Свой предпоследний полет он совершал 22 марта 1968 года.

О Гагарине-летчике

Самую точную и объективную характеристику летчика хранит его летная книжка. Она заводится в самом начале летной жизни и содержит все сведения о нем, которые характеризуют его как пилота. Здесь беспристрастно день за днем фиксируются все события его авиационного бытия. Когда летал (дата, время суток), в каких метеоусловиях (простых, сложных, в облаках), на каком самолете, были или нет летные происшествия и так далее и тому подобное. Перед нами важнейший документ – летная книжка Юрия Гагарина с сухим, но точным изложением биографии Первого космонавта как пилота.

Вот некоторые данные, почерпнутые из этой летописи.

Ю.А. Гагарин в 1957 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова. Летал на самолетах Як-18, УТИ МиГ-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Ил-14. Общий налет – 340 часов 15 минут. Летных происшествий у него не было, перерывов в полетах также.

Юрий Алексеевич регулярно изучал авиационную технику, сдавал зачеты и экзамены, проверялся по технике пилотирования. По всем разделам почти всегда получал отличные оценки. Перед каждым очередным полетом он обязательно тщательно анализировал результаты предыдущего, всегда фиксируя это своею подписью и датой. В его летной книжке – объемном документе на нескольких сотнях страниц – нет ни одного пропуска или следа невнимания со стороны Юрия Алексеевича. Последние полеты 1967 года он совершил 27 ноября. Подготовку к новым самостоятельным полетам возобновил в начале марта 1968 года. С 13 марта по 22 марта совершил 18 полетов на учебно-тренировочном самолете-спарке УТИ МиГ-15 общей продолжительностью более 7 часов.

После каждого полета, перед очередным разбором Гагарин подходил к инструктору, брал под козырек и докладывал: «Разрешите получить замечания». Вместе с инструкторами он разбирал малейшие погрешности, после чего никогда не забывал расписаться в положенном месте летной книжки.

Полет с Серегиным должен был стать последней контрольной проверкой, после которой Гагарин переходил к самостоятельным полетам на самолете МиГ-17. На тот же день, 27 марта 1968 года, ему были запланированы два полета по кругу продолжительностью по 30 минут каждый. Всю подготовку к этим полетам Юрий Алексеевич тоже завершил, и для него уже был подготовлен самолет МиГ-17 с бортовым номером 19. Фундамент успехов всякого человека, а летчика особенно – здоровье. Медицинская книжка Юрия Алексеевича позволяет беспристрастно ответить еще на один важный вопрос. Не растерял ли он за 7 послеполетных лет запас эталонного, «космического» здоровья?

Листаем медицинскую книжку страница за страницей. Нет никаких сомнений – состояние здоровья космонавта № 1 и перед последним полетом было отличное. Юрий Алексеевич, как известно, был невысок ростом, но крепок, очень подвижен, с прекрасной реакцией. Спортсмен он был отличный. По телосложению, общим особенностям физического развития он, пожалуй, был похож на знаменитых футболистов бразильца Пеле и аргентинца Марадону.

Как и все космонавты, Гагарин до последних дней своей жизни проходил положенные медицинские обследования, включая углубленные, проводимые в стационарных условиях. Последний такой осмотр состоялся 22 марта 1968 года – всего за несколько дней до полета, ставшего последним. Заключение врачей было кратким: «здоров».

Решение: «...продлить срок действия решения Центральной врачебно-летной комиссии на 2 месяца, до 22 мая 1968 года. Годен к летной работе без ограничений».

Гагарин-летчик в дипломной работе

С конца 1965 года группа космонавтов, обучавшаяся в академии имени Н.Е. Жуковского, начала исследования, ставшие темой их комплексной дипломной работы. Цель – изучить возможность создания одноместного гиперзвукового самолета и особенности его летно-технических характеристик.

Гагарин отрабатывал аэродинамическую компоновку, которая обеспечивала нужные данные при посадке. Был собран электронный моделирующий комплекс, включающий в себя аналоговую вычислительную машину, кресло летчика с органами управления, приборы. Во время «посадки» пилот следил за ее ходом на экране дисплея, куда выводились изображения взлетно-посадочной полосы и посадочной траектории, данные о скорости полета и расстояние до полосы.

Руководителем дипломной работы Ю.А. Гагарина был один из авторов данной статьи, а консультантом по вопросам динамики полета – преподаватель академии доцент кандидат технических наук А.А. Дьяченко. В свое время Александр Андреевич 8 лет (с 1940 по 1948 год) был летчиком-инструктором Сталинградского военного авиационного училища, подготовил много военных летчиов-истребителей, в том числе 36 для фронта. Квалифицированное мнение о Гагарине-летчике, относящееся к самому последнему периоду его жизни, представляет большой интерес.

«Гагарин, как летчик, имел высокие способности. Он был весьма трудолюбив, настойчив, целеустремлен, дисциплинирован, очень требователен к себе. Работа на стенде-тренажере проводилась в два приема. Сначала шли тренировочные «полеты» с анализом возникавших ошибок, а затем уже зачетные. В напряженные дни, когда шли тренировочные, а потом зачетные «полеты», Юрий Алексеевич работал с утра до позднего вечера, упорно занимаясь решением поставленной задачи. При пилотировании действовал очень четко. Движения рычагами управления были плавными и соразмерными скорости полета и высоте. Тщательно готовился к каждому новому «полету». Ошибки в пилотировании анализировал грамотно, быстро находил пути их устранения. Самостоятельно проверял работу аппаратуры, системы управления и т. д. Для статистической оценки посадочных характеристик летательного аппарата и качества пилотирования выполнил более двухсот зачетных «посадок». Ю.А. Гагарин летать умел, летное дело любил, а желание летать у него было огромное».

О Серегине – человеке, коммунисте, летчике

Владимир Сергеевич Серегин родился в Москве 7 июля 1922 года, в семье служащего Московского почтамта. Окончив в 1940 году среднюю школу № 611, он добровольцем ушел служить в Красную Армию. Завершив учебу в Тамбовской военной авиационной школе пилотов, в декабре 1943 года прибыл на фронт и сразу же начал летать на боевые задания. Совершил около 200 боевых вылетов на самолетах Ил-2, участвовал в 19 воздушных боях, сбил 3 самолета противника.

Вот несколько эпизодов из его боевой биографии, описание которых мы нашли в официальном документе – представлении старшего лейтенанта Серегина к званию Героя Советского Союза.

«Серегин на самолете Ил-2 произвел 140 бомбардировочно-штурмовых вылетов, нанося врагу большой урон в технике и живой силе. В совершенстве владея самолетом Ил-2, обладая высокой техникой пилотирования и отличной штурманской подготовкой, он всегда точно выходит на цель и эффективно поражает ее. Более 50 раз он ходил на разведку и фотографирование наземных объектов, защищенных сильным зенитным огнем, истребителями противника, и всегда представлял командованию ценные сведения о передвижении вражеских войск и системе укреплений противника. Более 40 раз водил группы от 4 до 8 самолетов на штурмовку техники и живой силы врага, тактически грамотно атакуя цель, учитывая противодействие ЗА и истребителей противника. Благодаря высокому мастерству и опыту в ведении воздушного боя на самолете Ил-2 он провел 19 воздушных боев с истребителями противника и всегда выходил победителем. За отличное выполнение ответственных заданий ему объявлено 15 благодарностей от командования. Серегин принимал непосредственное участие во всех проводимых операциях нашего фронта. Силу его штурмовых ударов испытали немецкие солдаты на своей спине и на полях Украины, и на равнинах Молдавии, и в горах Югославии, и на просторах могучего Дуная в Венгрии. Слава об этом отважном летчике разносится по всей воздушной Армии...»

За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу, мужество и героизм лейтенант Серегин удостоен высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

В 1947 году кавалер восьми боевых орденов Серегин поступил, а в 1953 году окончил ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, получив квалификацию военного авиационного инженера. Это позволило ему особенно успешно вести работу летчика-испытателя. В аттестации, относящейся к данному периоду, мы находим слова:

«Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности».

Серегин провел серию самых ответственных испытаний новейших по тому времени боевых самолетов, показав себя опытным пилотом и грамотным инженером. Однажды с риском для жизни посадил испытываемый сверхзвуковой самолет с разрушенными рулями. Это помогло конструкторам получить ценные данные о причинах данных поломок.

Среди работ, проведенных Серегиным, особо отметим одну: он был ведущим летчиком-испытателем самолета УТИ МиГ-15.

В 1964 году Серегину присвоена квалификация военного летчика 1 класса, которую он дважды подтверждал – в 1966 и в 1967 годах. С 1967 года Серегин носит еще одно высокое звание – летчика-испытателя 1 класса. С 1963 года он руководил летной подготовкой космонавтов. Все космонавты первого набора считают себя его учениками в данной области.

Гагарина и Серегина связывали чувство взаимной симпатии и узы дружбы. Юрий Алексеевич с глубоким уважением относился к Серегину как герою Великой Отечественной войны, искусному летчику, знающему инженеру, требовательному, но очень внимательному к людям командиру.

Серегин был хороший отец и муж. Очень любил театр, питая особенное пристрастие к опере. Не было месяца с 1946 года и до конца его жизни, чтобы он с женой не побывал в Большом театре. А самые любимые оперы – «Травиату», «Пиковую даму», «Кармен» – он знал наизусть, и если никому не мешал, то охотно пел одну за другой все партии (включая женские) из этих опер. Хотя у него, как у командира части, было право пользоваться служебной автомашиной, он предпочитал ходить пешком. Строгий, волевой командир, Серегин умел высокую требовательность сочетать с человечностью, сохраняя добрые отношения с подчиненными.

Последние 12 минут