Новости
Z

Page 1 of 21  > >>

21 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
Директор Научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, главный конструктор по обеспечению питанием экипажей космических объектов Виктор Добровольский рассказал, что санкции не окажут никакого влияния на производство питания для космонавтов Роскосмоса.
07 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman

Правительство утвердило перечень из 48 недружественных России государств, включая США и ЕС.

06 03 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
«Роскосмос» не будет заниматься подготовкой на Байконуре к запуску британских спутников OneWeb. Об этом заявил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин на заседании комиссии по подготовке к пуску ракеты «Союз-2.1б» с космическими аппаратами OneWeb.
25 02 2022
Category: По дате
Posted by: spaceman
25 февраля свой 90-летний юбилей отметил Василий Иванович Иванов, заслуженный командир Центра дальней космической связи (войсковой части 34436), кавалер двух орденов СССР, медали «За боевые заслуги».
29 12 2021
Category: По дате
Posted by: spaceman
27 декабря 2021 года, в Екатерининском зале Кремля состоялось вручение государственных наград. Церемонию награждения проводил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.
CMS - 1.12 - Pohnpei
 
Календарь праздников

Генеральный конструктор

 Все знают, насколько важно уметь генерировать новые технические идеи. Но, согласитесь, не менее важно уметь отстоять эти смелые идеи в дискуссиях и спорах с многочисленными оппонентами. Более того — воплотить их, что называется, в металле, а также довести до завершающего этапа — серийного выпуска. Все это в полной мере относится к одному из основоположников отечественного ракетостроения, лауреату Ленинской и Государственной премий, дважды Герою Социалистического Труда, генеральному конструктору КБ «Южное» Михаилу Кузьмичу Янгелю.

Михаил Янгель родился в Сибири, в нынешней Иркутской области, в 1911 году. Но, по семейному преданию, предки его были из запорожских казаков. Якобы старый Янгель, защищая честь семьи, дал прикурить зарвавшемуся пану — спалил его конюшни и шинок. И пошел по этапу к берегам Илима. Так Янгели стали сибиряками.

Сколько правды в семейной легенде — доподлинно неизвестно. Но то, что характер у Михайлы Кузьмича был кремень, — подтверждают все, кто с ним работал. Что важно — эти свойства он сохранял неизменно как при разговоре с высшим руководством страны, так и с рядовыми сотрудниками. В те годы инженеры и конструкторы авиационной, а позже и ракетной отраслей через ступеньки служебной лестницы не перепрыгивали. Зато и производство знали и чувствовали досконально.

После окончания шестого класса Михаил Кузьмич перебрался в Москву, где учился его старший брат. Отучился сначала в фабрично-заводском училище и только потом поступил в Московский авиационный институт, по окончании которого в 1937 году был направлен в конструкторское бюро знаменитого Поликарпова — «короля истребителей», как уже тогда называли Николая Николаевича.

…Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной — в КБ известных конструкторов Микояна и Мясищева. Одним словом, к началу пятидесятых годов Михаил Янгель по праву считался одним из самых видных советских конструкторов. Неудивительно, что именно он оказался среди тех, кого позже назовут ближайшими соратниками великого Королёва.

Его вхождение в элиту ракетостроителей действительно напоминает крутой взлет. В 1950 году он заканчивает учебу в Академии авиационной промышленности, и его сразу назначают начальником отдела знаменитого НИИ-88. А уже в следующем, 1951 году, он становится одним из заместителей Королёва. Еще год — и Янгель назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили научно-исследовательские отделы, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро самого Королёва.

Следует признать, что это, наверное, было не самое лучшее кадровое решение. И Королёв без особого восторга воспринял тот факт, что его бывший подчиненный теперь стал его руководителем. Да и сам Янгель понимал щекотливость положения, когда он вынужден был давать указания, по сути, родоначальнику практической космонавтики. В тоже время, он не мог себе позволить и какую-либо мягкотелую, компромиссную позицию.

Позже академик Владимир Уткин даст такую характеристику ситуации:

  • Двум глыбам, двум медведям всегда тесно в одной берлоге. Определенность и требовательность были высочайшим принципом каждого. Вот эта схожесть характеров, упрямство и рождали споры. «Коса и камень» — говорили о них, но и знали, что они глубоко уважают друг друга...

Все разрешилось, когда руководство страны и ракетно-космической отрасли приняли достаточно мудрое решение. 10 апреля 1954 года постановлением Совета Министров СССР было образовано Особое конструкторское бюро № 586, начальником и главным конструктором которого стал Михаил Кузьмич Янгель. Так начиналась биография знаменитого «Южмаша».

Уже в 1957 году прошло успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12. Примечательно, что днем испытания стало 22 июня — день начала отгремевшей Великой Отечественной войны. Для всякого рода реваншистов это было напоминанием: времена изменились, и теперь стране действительно есть чем ответить на агрессию. Янгелевская ракета имела много конструктивных откровений. Здесь применялись новые компоненты топлива, иначе строилась система управления ракеты и готовился пуск. Все эти решения обеспечили большую дальность полета — до 2000 километров. Кроме того, и это было чрезвычайно важно, такие компоненты топлива позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение — хранение их в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

В мае 1959 года — еще одна победа. В ОКБ Янгеля разработана новая межконтинентальная ракета Р-16. И снова целый ряд значительных преимуществ, по сравнению с иными, как отечественными, так и зарубежными, образцами. Р-16 заправлялась уже другими компонентами топлива, и это давало ей возможность находиться в таком состоянии до тридцати суток. Р-16 имела автономную систему управления, приводящую ее к цели без всякой связи с Землей. Она была проще в эксплуатации. И наконец, главное преимущество ракеты Р-16 заключалось в удивительной надежности и более высокой боевой готовности. Неудивительно, что в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.

Кстати, многие из читателей знают о знаменитом Карибском кризисе, когда, по словам историков, в полне мог случиться серьезный вооруженный конфликт между США и СССР. Как известно, причиной конфликта двух сверхдержав стало размещение на Кубе советских ракет. Так вот, это были янгелевские ракеты. Образно говоря, именно они сыграли роль ежа, запущенного в штаны американцев. Ведь тогда, пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке...

 

А уже панический ужас наш тогдашний потенциальный противник испытал, когда в 1965 году была принята на вооружение новая МБР Р-36 — ракета третьего поколения, на тот момент самая мощная в мире. Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью, и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Федор Тонких дал такую характеристику новой разработке:

  • США создают систему ПРО «Сейфгард» от русских ракет с севера. Янгель, как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО СШАс юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы.

Всего в период между 1965-м и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.

С середины 60-х годов в КБ «Южное» начинается новый важный этап. Там приступили к проектированию и созданию межконтинентальных баллистических ракет четвертого поколения, которые получили номера РС-16 и РС-20. Или СС-17 и СС-18 в западной классификации.

Сегодня СС-18 внесена в «Книгу рекордов Гиннесса». Там она значится как «самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире». Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения. Но это сегодня мы с гордостью говорим о значительных преимуществах этих двух детищ Михаила Янгеля по сравнению с отечественными или зарубежными аналогами. (Хотя аналогов-то у них, по большому счету, и не было). Даже от своих непосредственных предшественниц ракеты отличались гораздо более высокой точностью, к тому же оснащались боеголовками индивидуального наведения. И это еще не все. При высочайшей степени надежности они обладали удивительной выживаемостью, к тому же имели технику так называемого холодного запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. 

И последнее. Нет, последнее никак не получится. За этим титаном много еще чего имеется. Например, это именно Янгелю принадлежит гениальная идея создания полностью мобильных баллистических ракет. Тем самым он предвосхитил, в частности, и железнодорожный мобильный комплекс. Это именно Михаил Кузьмич Янгель придумал для подвижного комплекса транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Это за ним, Янгелем, числится так называемый минометный старт, когда ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, и уже в воздухе у нее включались маршевые двигатели. А дальше, как говорится, вперед, на врага. Заметим, что у этого варианта сторонников практически не было, зато противников собралось — хоть отбавляй.

Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Евгений Рудяк выступил против идеи Михаила Кузьмича. Вот его цитата, сказанная на одном из обсуждений невиданного по тем временам проекта:

  • Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн — это чистейший абсурд!

Но Янгель стоял на своем, и добился того, чтобы ему предоставили возможность доказать свою правоту, что называется, в металле. Когда на испытаниях ракета и выскакивала, и подбрасывалась, и неизменно уходила за горизонт, Евгений Георгиевич Рудяк честно признал свою ошибку.

  • Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, — скажет он позже. — Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике.

Но это были не чудеса, а технический гений, прозорливость и железная воля. 

Кстати, в США добиться более-менее сносного похожего запуска смогли только через пять лет.

...Уже к 1988 году почти половина всех межконтинентальных баллистических ракет нашей страны состояла из янгелевских СС-18. И это достаточно долго было страшной головной болью для американцев. Ведь СС-18, или «Сатана», укрощенная Янгелем и его единомышленниками, была единственной боевой системой, способной пробить любую систему перехвата, включая хваленую СОИ — стратегическую оборонную инициативу. Там, за океаном, прекрасно понимали, что в случае ядерного удара по СССР даже сотня СС-18 вполне могла дать, как говорится, «ассиметричный ответ» с нашей стороны. Ведь они выводили на орбитальный курс атаки не только тысячу боеголовок, но и около ста тысяч ложных целей. Вашингтон перевел дух, когда 31 июля 1991 года тогдашнее руководство СССР щедрой рукой подписало Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. В документе имелся специальный пункт, касающийся СС-18. По требованию американской стороны мы обязались вдвое сократить количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Безусловный адекватный ответ на ядерный удар Штатов с тех пор поставлен под сомнение. 

...СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, он схватился за грудь, и врачи уже ничего не смогли сделать — сердце великого ракетчика остановилось навсегда. 

"Российский космос"